www.izostudiya.ru
Размышлялки

Образ звучащего слова

Слово с одной стороны является значением того, что слышимым мы или видим в письменном выражении. А еще случается, что слова помимо значений, имеют зримые для нас образы. Вот произносишь слово, и знаешь его значение, а всё равно, совсем невольно, оно рождает свои, удивительные и неповторимые образы.

А вы когда-нибудь задумывались над звучанием различных слов? Мягкое или резкое, шипящее или рычащее, обволакивающее или наоборот…. Об этом задумывались, вероятно, наши далекие предки, придумывая те самые слова из которых и состоит наш язык. Обычно вы, когда слышите слово, воспринимает его лишь как нечто, наполненное лексическим значением. Но если иногда, вы вслушаетесь в каждую букву, в звучание, мелодику слогов и всего слова и нарисуете мысленно образ звучащего слова, то узнаете много интересного.

Догадываюсь, что до этого додумалась не только я :). Каждое слово имеет звуковой смысл, но об этом мало кто задумывается. Помните у Шолохова в «Поднятой целине» рассуждения деда Щукаря, когда тот читал энциклопедию: "Акварель"- это хорошая девка, "Бордюр"- плохая." (мягкое звучание первого слова, жесткость второго). То есть дед Щукарь по звучанию слова пытался угадать смысл. Слово состоит из: звучания, написания, смысла, когда и где употребляется. Неразрывно связано звучание слова с его смысловым значением. Мысленно люди совершенно по-разному изображают слова. Это зависит от того, какую значимость они им придают. На вопрос: «Когда вы услышали какое-то слово, как оно по-вашему будет выглядеть в рисунке?» А на картинках будет отражена психология субъективных переживаний, вызванная звучанием слова.

Вот я и придумала такое размышление об образах слов. Интрига заключается в том, что я отыскиваю слова, значение которых ребята с большой вероятностью не знают. Произношу, например, «рефрижератор» и прошу каждого по звучанию нарисовать тот образ, который соответствует звучанию. Получается довольно интересный результат. А еще и звука цветовые соответствия существуют. А раз существуют, значит, должны проявляться в нарисованном.

А как представить себе образы слов "любовь", "власть", "инстинкт", "порядочность"?

Иногда образ, который связан со словом - это совсем не то, что можно себе представить. Но это ничего. Просто все сложно, и это абстрактная идея, даже если слово такое простое, как стол... Образ не просто картинка. Я не берусь утверждать, что все звучания слов рождают точные ассоциации. Но мы ведь играем в «рассуждалки». И я стараюсь подбирать такие незнакомые слова с интересным и ярким звучанием, что бы интересно было вслушаться и создать образ.

А ведь мы все являемся носителями самого прекрасного, образного и богатого языка, давайте тоже вслушиваться в песнь наших слов и находить точные, как по звучанию, так и по семантике образы. Есть слова, которые нравятся лично вам? Попробуйте составить свой словарь красивых слов в картинках. И по возможности, конечно, объяснять друг другу, отчего и почему именно это слово мы так нарисовали. ... Я, например, люблю слово колокольчик, звучит как нежность, и это не только цветок, но и как колокольчик, исторгающий нежный звук. И еще, я люблю слово купель…. У меня сразу возникает ощущение чистоты и нежности, любви и надежности, прозрачный лес и свежий хвойный запах и хочется обнять кого-нибудь )). А какая мелодика в звучании слова былина... Знаю его значение, но, когда произношу его вслух, то внутренним взором вижу панорамную картину зелёной сочной степи, окаймлённой лесом.

Мы играем только в звучание и по тому, как звучит слово, смысла которого ребята не знают (а я именно такие слова ищу), рисуется образ. И если человек вдумчиво вслушался в звучание, то порой бывают очень точные попадания картинки в смысл слова. Забавно потом рассматривать, что у кого получилось.

Это простенькие и быстрые зарисовки минут на 10-20. Любыми материалами (краски, карандаши, фломастеры, мелки), но обязательно цветом. Как правило, чем быстрее выполнен рисунок, тем точнее попадание в соответствующий образ, тем больше человек доверяет своим ассоциациям. Посмотрите наши слова в картинках и вы поймете, как интересно поразмышлять над образами звучания слова….

"Рефрижератор"

Савельева Лиза, 10 лет
2014-2015 учебный год

"Индикатор"

Юдкина Поля, 10 лет
2014-2015 учебный год

"Чур"

Юдкина Поля, 10 лет
2014-2015 учебный год

"Рефрижератор"

Юдкина Поля, 10 лет
2014-2015 учебный год

"Чур"

Дубенская Поля, 9 лет
2014-2015 учебный год

"Рефрижератор"

Ружин Илья, 10 лет
2014-2015 учебный год

"Фуетэ"

Тимофеенко Саша, 9 лет
2014-2015 учебный год

"Чур"

Тимофеенко Саша, 9 лет
2014-2015 учебный год

"Фуетэ"

Бучнева Лена, 9 лет
2014-2015 учебный год

"индикатор"

Никитина Ариша, 8 лет
2012-2013 учебный год

"балясина"

Крапивина Яна, 10 лет
2012-2013 учебный год

"Рефрижератор"

Крапивина Яна, 10 лет
2012-2013 учебный год

"Рефрижератор"

Колчина Катя, 11 лет
2012-2013 учебный год

"балясина"

Колчина Катя, 11 лет
2012-2013 учебный год

"балясина"

Орлова Маша, 10 лет
2012-2013 учебный год

"балясина"

Маркова Ася, 10 лет
2012-2013 учебный год

"балясина"

Колчина Катя, 11 лет
2012-2013 учебный год

"балясина"

Шмакова Маша, 9 лет
2012-2013 учебный год

"балясина"

Масленникова Аня, 10 лет
2012-2013 учебный год

"индикатор"

Журавлева настя, 10 лет
2012-2013 учебный год