www.izostudiya.ru
Размышлялки

Художнику необходимо выставляться

Как-то нечаянно, но уже давно сложилась в студии традиция (спустя почти 30 лет я могу это так называть), когда работы, выполненные на занятиях, не сразу отдаются авторам, а только в конце учебного года. Сначала это было необходимо для того, что бы была возможность быстро собрать по определенной тематике рисунки для выставок или конкурсов. Позже я поняла, что, имея полное собрание каждого ученика за год, я лучше могу понять успехи или неудачи каждого, просматривая время от времени папки. И, уже сравнительно недавно, я поняла, что собранная папка - это замечательная подборка для домашней выставки. Работы не разлетаются поодиночке, а собираются в хороший итог труда и вдохновения. Когда рисунки собраны вместе, то предоставляется возможность родителям и авторам посмотреть и сравнительно и объективно оценить, что было хорошо, а что не очень, обязательно выбрать лучшие и организовать домашнюю выставочную галерею, что-то вроде «Весенней выставки», потому что работы я отдаю в конце весны.

И родительское собрание на фоне выставленных работ не превращается в формальность и дает возможность мамам, папам, бабушкам и дедушкам посмотреть на работы не только своих детей, но сравнить их с удачами других ребят.

А выставка совершенно необходима человеку, который пишет свои мысли, впечатления, настроения. Просто потому, что не все зависит от автора, многое прояснится от стороннего взгляда, пусть даже родного. Появятся вопросы. Я сейчас говорю о простых домашних выставках работ юного творца. Домашние выставки я считаю очень важным шагом к самооценке своего творчества. И оформить их можно быстро и просто (как на картинке), используя обычные портняжные булавочки прикрепить рисунки к обоям на стене. Дома тоже бывает много гостей, друзей, одноклассников, да и самокритичность не нужно исключать. И чтобы совершенствоваться нужен "взгляд со стороны" и оценка (согласны?), т.к. иногда чувствуешь что что-то не ладится в работе, а не видишь почему. А вот под каким соусом подан совет - это уже другой вопрос... и не менее важный.

Искусство всегда существует как диалог со зрителем. Это, однако, не мешает художнику писать и для себя, стремясь к самовыражению, выискивая интересные темы и техники, но диалог обязателен. Если работы детей собраны дома в папки, это тоже неплохо, когда есть бережное отношение к детскому творчеству. Но совсем другое дело, когда дома у творческого ребенка есть выставка, которая пополняется каждый год новыми «шедеврами», когда происходит постепенная переоценка самим автором своих произведений и некоторые работы убираются с выставки в ту самую папку.

Когда произведение вывешивается на обозрение, то оно живет и начинает проходить свои испытания критических оценок или восхищенных взглядов. Каждая картина это удача или неудача, это личный опыт маленького творца, переоценка собственных успехов. А все это возможно только со временем и в сравнении с предыдущим опытом визуально. Необходимо, чтобы автор мог вовремя проверить себя и, как бы со стороны, взглянуть на то, что нравилось в процессе работы. Особенно интересны домашние галереи, когда в семье несколько рисующих ребят. Вот уж настоящий праздник творчества и настоящие оценки и самооценки.

Несколько слов о наших оценках юного творца. Не нужны ему просто хвалебные оды. Дети хорошо чувствуют фальшь. Они вообще любят, когда с ними взрослые говорят как с равными. Желательно объективно оценить, что в работе хорошо (сначала про ХОРОШЕЕ), и конкретно спросить, если что-либо не понятно или кажется незаконченным, недоделанным или не получившимся. Серьезный разговор по поводу результата своего труда удовлетворяет больше, чем просто «похвалюшки». Ребенок не маленький человек, не будущий человек. Ребенок - ЧЕЛОВЕК! А главное, серьезное отношение к произведениям ребенка более продуктивно и рождает новые вдохновения и порывы к дальнейшему творчеству.

Изобразительное творчество - это тонкий инструмент самопознания и самосовершенствования души. Жесткая, несправедливая или поверхностная оценка может замкнуть творца в себе или, что еще хуже отвратить человека от желания самовыражения, как бы ни был он мастеровит и одарен от природы.

Есть, к сожалению, родители, которые вообще несерьезно относятся к детским произведениям: «Ну, рисует и рисует, пусть занимается, пока успевает делать школьные уроки» или «Куда девать эту огромную пачку «каракулей»?». Несмотря на то, что большинство рисунков безнадежно наивны, а порой и неуклюжи, это не мешает им быть произведениями соответствующими тому возрасту, когда они были созданы. Главное то, что за этими рисунками стоит море воспоминаний, океан жизни. Академичность, правильность рисунка - дело наживное. Но туда нужно еще дошагать, получив необходимые импульсы вдохновения. Я до сих пор люблю каждую свою детскую работу (жалею только, что мало их сохранилось), несмотря на заметные теперь недостатки. Любить свое творчество – это не самолюбование и это не значит отказываться от дальнейшего роста. Это просто... не предавать себя, свое детство.

Пройдет немного времени и, рассматривая детские «шедевры», вы возможно, лучше поймете взрослеющего человека, когда возникнут проблемы. Или с внуками, рассматривая детские работы папы или мамы, возникнет связь времен. Это ваши корни, это родное прошлое. Во многих детских образах узнаются будущие "взрослые" персонажи и целые миры. Перелистывая стопки рисунков, вы перелистываете в памяти события, историю семьи... Хорошо сразу не полениться и подписать, о чем картина и когда создана. Я стараюсь научить ребят подписывать работы, а тем, кто не умеет писать, подписываю сама.

Желаю вам хороших и интересных произведений в ваших домашних галереях! Это самые замечательные украшения любого дома, потому что произведения в них живые, настоящие и родные…