www.izostudiya.ru
Размышлялки

Художника обидеть может каждый

Нет, не об обидах художников профессионалов сейчас пойдет разговор. Эта давно известная фраза применима и для воспитания более бережного отношения к юным творцам, ОСОБЕННО к юным творцам, то есть к детям любящим творить, сочинять, фантазировать.

Почти каждый может вспомнить, какую радость ему в детстве приносили рисование, лепка и все, что относится к изобразительному искусству. Все дети с удовольствием рисуют или лепят. Они пытаются изобразить все, что видят, узнают, слышат, что чувствуют или замечают вокруг. И их рисунки, если внимательно рассмотреть, очень внятно отражают то, что творится в душе маленького человека, и даже то, что он сам не всегда умеет объяснить. В рисунках дети выражают свои мысли, чувства, эмоции, внутренний мир, поэтому детский рисунок нельзя оценивать как произведения взрослых авторов. Детский рисунок не может быть правильным или неправильным, он, прежде всего, проявляет развитие ребёнка, уровень формирования характера, моторики, эмоций и разума. Рисунок, фигурки из пластилина отображают настроение ребёнка, а оно может часто меняться. Дети мыслят совершенно иначе, чем мы взрослые и изображают свои детские мысли в своих работах.

Каждый ребенок уникален. Каждый его рисунок - неповторим. Каждая поделка – уникальна и оригинальна. Просто важно постараться понять задумку и оценить процесс творения. Для детей очень важен эмоциональный результат творчества. Дети скорее получают удовольствие от самого процесса. Поэтому обязательно нужно найти добрые слова для его произведения. Можно повесить работу или поставить под стекло на книжную полку и пусть все посмотрят и поспрашивают автора о замыслах, о сложностях в исполнении. При этом не стоит сильно захваливать работу или самого юного художника просто так, постоянно и без разбора. Фальшь всегда лишняя, а главное, она видна даже тем, кого захваливают. Потому что дети очень чуткие и совсем не наивные и глупые. Они тонко чувствующие люди.

Я почти уверенно знаю, что нельзя запросто критиковать рисунки детей. Они ждут ОЦЕНКУ труда, понимание и признание. Так же, как нельзя заставлять детей рисовать, как, впрочем, никого нельзя заставлять что-либо делать против вдохновения или желания. Да, да, вдохновение. Это не абстрактное нечто. Его, как ветер, никто не видит, но все чувствуют. Категорически нельзя заставлять рисовать против воли! Не получится любовь к рисованию, желание рисовать, если нет мотивации в душе или настроение не соответствует. Да и скорость работы и количество рисунков тоже глубоко индивидуальны. Один за месяц создаст столько, сколько другой за целый год. Поэтому у нас в студии важным является не кто быстрее, а кто точнее, красивее, интереснее исполнит свое произведение. И мы можем долго с автором обсуждать, что и почему и чем и зачем….

Если хорошо подумать и проанализировать, то критика вообще никого и никогда не поддерживает, не вдохновляет на новую работу или желание прислушаться к ней. Она скорее рождает самозащиту в виде протеста даже у взрослых людей, хотя считается, что основная ее цель (критики) – добиться каких-то улучшений, при демонстрации недостатков или некрасивостей произведения. А уж такая критика, в основе которой лежат суждения «мне нравится» или «мне не нравится», может убить своей субъективностью начинающего творца. Вкусы-то у всех разные. Нет, и никогда не будет, единых и незыблемых категорий в оценке произведений искусства. И важно, что бы придирчивая, поверхностная и огульная критика (попросту критиканство) не травмировала душу начинающему творцу. Помогают и поддерживают: похвала (именно за те моменты, которые в работе получились удачными), добрые слова, примеры из личного опыта... то, что помогает двигаться к успеху, рассуждать, замечать удачное в собственных работах и осознавать ошибки САМОСТОЯТЕЛЬНО! Как-то так.

Хорошо тем, кто умеет сопротивляться и доказать то, что хотели изобразить. Но такие ребята редкость. Дети чаще верят взрослым или стесняются противоречить. Видя это, я помогаю им вырабатывать характер, пусть лучше умеют отстаивать свое, так интереснее и приятнее жить!!! Мне нравится, когда меня могут переспорить, переубедить!!!

Очень часто взрослые, обсуждая детский рисунок, выносят критические вердикты: "не похоже", "криво", "так не бывает". Такую критику я называю не конструктивной. Нельзя критиковать работу за ее несовершенство. Умение со временем придет к каждому, кто занимается в системе. Мне кажется, тактичный, объективный разговор, который показывает интерес к работе, чтобы уточнить то, что не было понято, более приемлем. Главное понять и рисунок и то, что замышлялось или лелеялось автором. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения ребенка, особенности его темперамента, переживаний и внутреннего мира.

Рассматривая принесенную вам на суд работу, для начала, попробуйте озвучить все, что увидели:

-... тут я вижу небо с красивыми облаками, стройные березы, ...А котенок спрятался под скамейку потому, что скоро будет дождь? … А у девочки такие длинные руки для чего?

Тогда вы услышите, что думалось, когда все рисовалось. Ведь человек почувствовал понимание и поддержку в творчестве, он чувствует себя свободным, но в безопасности.

Никогда не отстраняйтесь дежурными фразами вроде: «Молодец» или «Хорошо, рисуй дальше». Просто, если «молодец», то и не нужно стремиться к лучшему. И безразличие к работе не рождает новых порывов к творчеству.

Категорически не пытайтесь никогда что-то «подправить» в рисунке своей рукой. Я позволяю себе помочь своей рукой на занятиях только в критических ситуациях, когда нужна срочная помощь для «спасения» работы или слезы автора меня вынуждают «исправить» настроение. И я обязательно всегда сначала спрашиваю разрешения для вторжения в работу.

Совершенно недопустимо выбрасывать рисунки, даже тайно от автора – «тайна всегда становится явной». Произведения молодого автора не мусор. Лучше, иногда, и только вместе пересматривать папку с его работами, это хорошо со всех сторон, лишний раз поговорить и обсудить произведения и только сам автор может что-то уничтожить или кому-то подарить. Правда иногда необходимо и спасать работы от уничтожения, когда у юного художника «творческий кризис» и ему кажется, что ничего не получается. Важно отобрать наиболее удачные или исторически интересные работы и сохранить их!! Только спустя годы вы сможете оценить эту коллекцию…. С каким интересом я сейчас пересматриваю работ своего сына, сколько тем для занятий в студии я там почерпнула, сколько воспоминаний ожило в моей памяти.

Многие родители хотели бы, чтобы их дети умели хорошо рисовать. Но здесь необходимо понять, что у каждого человека означает «ХОРОШО РИСОВАТЬ». Как говорится «на вкус и цвет товарищей нет». Даже произведения «великих» и знаменитых не всем нравятся и по тематике, и по манере исполнения, и по мастерству. Да мало ли поводов и придирок, когда что-то не так как вы хотели бы. Для каждого маленького творца очень индивидуальны способности видеть «правильно». Для каждого свое особенное умение согласовывать увиденное с изображаемым. И, совсем уникально, для каждого умение изобразить то, что чувствуешь. Поэтому, я подчеркиваю, важнее любое творение понять, а полюбить – это уж как получится. На мой взгляд, много важнее чтобы в своих рисунках дети могли выразить себя, свое отношение к миру, полюбоваться цветом или формой! Как было бы чудесно, если бы наши дети могли рисовать легко, радостно и свободно, творить для души, и радоваться своим успехам!

Я, вероятно, просто очарована рисунками ребят, потому, что не понаслышке знаю глубину и цельность их мыслей, фантазий. Прекрасно понимаю, сколько труда вложено в каждую работу. Мы создаем произведения вместе, в едином творческом порыве. Попробуйте что-либо делать вместе с детьми, и вы согласитесь, что многое в их творческих поисках становится понятнее и ближе. Каждый раз, выбирая работы для галереи сайта, я не могу остановиться – все работы мне нравятся, и хочется поделиться тем восторгом, который сама испытываю со всеми. Хочется всем показать этот прекрасный детский мир с ясными связями, с живой конкретикой и огромными пространствами не ограниченными нашей галактикой. И еще, чем старше я становлюсь, тем больше я соглашаюсь с Осипом Мандельштамом:

Только детские книги читать,

Только детские думы лелеять,

Все большое далеко развеять,

Из глубокой печали восстать…

В детском мире сохраняются великие человеческие ценности, простота решений, замкнутая на оригинальных образах и свобода творчества в том числе. Детям не очень важны детали, которые заботят нас, взрослых. Поэтому не стоит детям «навязывать» свои примитивные, упрощенные схемы вроде «солнышка в виде кружочка с палочками», «домика в виде кубика и треугольника вместо крыши» да мало ли штампов и плоского восприятия мира им «втюхивают» разнообразные взрослые, про себя думая, что детям не понять сложности пока, они просто маленькие и глупые. Лучше научить их наблюдать окружающий мир. И мир, постепенно расширяясь, превратится в новые, но свои образы. Мы вместе с ребятами рассматриваем жуков, пауков, лошадей, зайчиков, людей, обсуждаем все интересное, увиденное ими. Главное расширять детские образы постепенно и неспешно. Всему свое время.

Как правило, сами родители рисуют мало, редко и неохотно, потому что стесняются того, что они рисуют не намного лучше, чем их дети. Это недостатки нашей общеобразовательной системы. То как преподается в школах рисование, пение и прочие «второстепенные» предметы не выдерживает никакой критики. Стоит однажды посетить Царскосельский лицей что бы увидеть уровень работ учеников по рисованию. Все лицеисты, да что лицеисты, все дети дворян умели прекрасно рисовать, писать акварели, музицировали и даже неплохо пели не самые простые музыкальные произведения. Значит, этому может научиться любой человек. А у многих современных родителей, наверное, до сих пор в ушах звучит суровый приговор из их детства воспитательницы в садике или учительницы рисования, забитый в комплекс. Да и что можно успеть нарисовать или понять за 40-45 минут в неделю. И программа занятий, неизвестно каким умником разработанная, не оставляет надежд на успешное освоение навыков изображения. А именно занятия изящными искусствами развивают творческую личность в любом деле, творческую свободу и свой уникальный взгляд на вещи. Разумеется, это не отменяет другие научные знания.

Обучаться новому можно в любом возрасте. Многие взрослые, придя в нашу студию, достигли замечательных результатов. Если вы хотите учиться живописи, можно пойти на специальные курсы выходного дня (это я про очень занятых людей). Сейчас много возможностей для развития своих способностей. Есть даже в интернете видео мастер-классы, когда можно учиться, не выходя из дома.

Говорят, что гений рождается раз в сто лет. Возможно и так. Только я сейчас не о гениях, а про развитие способностей, как о развитии мышц и ловкости в спорте… Способности даны каждому от рождения, а дальше талантливые люди сделают себя талантливыми трудолюбием, умением работать и рассуждать. Талант - это способности, умноженные на трудолюбие! Талант развивается с каждой новой работой, с каждым новым изделием. По-другому и не может быть, ведь мы совершенствуемся. А гений…., он рождается гением и очень, очень редко. Но мир наполнен талантливыми людьми. А эти рассуждения, что "талант от бога" - это выдумки. Таланту важно создать хорошую почву для роста, не отбить ЖЕЛАНИЕ что-то делать, поддержать в творческих порывах. И как важно что бы подбодрил добрый и отзывчивый человек! У всех, кто по-настоящему хочет - все обязательно получится!

С помощью карандашей, красок, глины человек входит в мир искусства и творчества. А пока человек ищет новые формы, изучает окружающий мир, вырабатывает свой почерк и умение видеть - любая работа - шедевр! Каждый признанный художник был ребенком и начинал дилетантом….