www.izostudiya.ru
Размышлялки

Черные замки и терема

Эта история из того далекого времени, когда я только начала заниматься с детьми изобразительными видами творчества. И это была еще не моя студия, а кружок рисования в нашем микрорайоне, подчиняющийся Дому Культуры Перовского района. Опыта работы у меня никакого, есть только желание сделать занятия интересными, и обязательно не такими, какие были уроки рисования в общеобразовательных школах в то время. Опыт моих занятий в Иркутской художественной школе тоже не подходил, потому что дети приходили заниматься маленькие, до 12 лет, до возраста поступления в художественную школу. Подходящей литературы было мало. Что-то находила, что-то сама придумывала, искала пути понимания детей и их родителей.

Привели как-то ко мне мальчика Володю. Ему всего 6 лет, а в глазах какая-то тоска и печаль. Мама Володи сразу категорично объявила мне, что он невыносимый и сложный ребенок, что состоит на учете у психиатра. Эти характеристики моего будущего ученика немного напугали и насторожили своей ненужной откровенностью. Обычно родители не рассказывают про своего малыша плохого чужому человеку (а я, пока, совсем чужая), а негативная информация не повод для знакомства с новеньким. Именно мамино поведение меня насторожило: зачем меня она настраивает против своего сына….? А Володя мне как раз понравился. Такой хорошенький , черноглазый мальчик, с умным, но грустным взглядом, аккуратно одет, не шаловлив.

Идут уроки. Володя спокойный, молчаливый. На любые темы он всегда рисует очень красивые и замысловато сложные формы похожие на замки с причудливыми башенками, но всегда только черными красками. Идет время, а у него только дворцовые замки, правда всегда разные, всегда причудливо изогнутые, обязательно увенчанные башенками и куполами и только черными красками. Это все рождало мысли о подавленности и тревоге, которые испытывает шестилетний ребенок. Казалось, его что-то беспокоит. Обычные ли детские страхи или новая обстановка, тревожность, да все что угодно.... Я растерялась: «Что же делать? Как понять, почему замки черные? Почему глаза грустные? Как раскрыть ему красоту цветных картинок, праздничность красного, нежность голубого?»

Время бежит быстро. Прошел почти год. Похоже на занятиях бывать Володе нравится. Ходит регулярно, рисует сосредоточенно, но всегда тихий и немного грустный и со своей любимой черной темой. Встречать Володю после занятий приходит его мама с младшей сестренкой, совсем крошкой. Кажется, ей было года два. Такая шустрая оказалась сестренка. Сразу начинала помогать брату убирать краски и мыть кисточки, бежала за тряпкой протирать стол заляпанный красками. Постепенно я начала замечать, что девочкой мама восхищается, а сыну в лучшем случае ничего не говорит. Она с таким нескрываемым умилением приговаривала: «Вот у меня умница, все сама и все умеет». Однажды она мне, опять с нескрываемым раздражением , поведала, что Володя даже не ест сам, его нужно кормить с ложечки. Но у меня-то на занятиях он мало чем отличался от других его ровесников…. Постепенно я поняла, что мальчик от «нелюбимого» первого мужа, а дочка от второго. Видимо, сходство Володи с отцом или, кто это знает, что повлияло на раздражение и нелюбовь мамы к сыну.

Наступала весна. Весной всегда чуть приподнятое настроение. И солнца больше, и птицы поют веселее, и краски ярко смотрятся после бесцветной зимы. И вот, как-то однажды, сведя все скудные данные о Володе воедино, я вдруг поняла, что кормить его нужно с ложечки потому, что не хватает ему ласки и внимания, которые есть у сестренки. Это он такую хитрость придумал, чтобы получать столько же внимания, как маленькая сестренка, которую кормят с ложечки просто по возрасту. Я еще не очень была уверена в своих предположениях, но решила попробовать «раскрасить» черные фигурные замки. Я подошла к нему и не просто поговорила о том, что он рисует, да как дальше будет. Не просто похвалила, а подсела рядышком, погладила его по головке, обняла и сказала: «Какие красивые у тебя терема получились! Ты такой молодец! Давай вместе попробуем дорисовать сад в твоем тереме с цветами и фруктами». Я никак не ожидала такого быстрого результата. На рисунке с черными башнями стали распускаться огромные цветы и стали вырастать деревья с зелеными листьями и красными яблоками…. Так мало ласки ему оказалось необходимо…. Так до конца урока мы и просидели рядом, обнимаясь….

Но все и всегда происходит не так, как нам хотелось бы. Я после урока с этим открытием, про ласку и тепло для Володи, поспешила к его маме. Показываю рисунок и радостно рассказываю о его успехах. Сказала, что, скорее всего, его любовь к черным краскам, это тот дискомфорт, который он испытывает от недостатка внимания к нему.

БОЛЬШЕ КО МНЕ ВОЛОДЮ НЕ ПРИВЕЛИ НИКОГДА….

Может маме не понравилось мое вмешательство в их взаимоотношения с сыном. Это могло показаться ей бестактным, ведь жизнь каждой отдельной семьи составляет тайну от посторонних. Возможно еще и то, что ее обуяло ложное чувство стыда, как она будет теперь выглядеть в моих глазах. Ох уж эта боязнь того, как МЫ будем выглядеть в глазах других…. Возможно излишняя самоуверенность мамы и ощущение собственной правоты во всех вопросах без исключения, привела к тому, что она отвергла резко мое открытие. Кто знает? Не хотелось бы видеть в ней изощренного тирана, который во что бы то ни стало, желает, что бы сыну не стало «слишком» хорошо, хоть где-нибудь, и она закрыла ему возможность получать любовь от такого преподавателя. Ведь для чего-то она настраивала меня против сына во время первого знакомства….

Из-за моего неуместного откровения с мамой, у Володи исчезла возможность иметь в небольших порциях творческие успехи. Прервался путь, который мы только-только с ним нашли и даже ничего особенно не успели понять. Теперь я не так быстро делюсь со взрослыми своими «открытиями». Присматриваюсь долго. Но тогда я только начинала постигать все глубины занятий с детьми и тонкости общения с родителями, мне многое было загадочным и непонятным. Это я позже узнала, что ничего страшного и в рисунках Володи не было. Он так интуитивно защищался, вырисовывался что ли. Пусть лучше черный цвет будет на бумаге, чем останется в душе. А после все будет хорошо.

Почему я сейчас пишу об этом? Сколько бы ни прошло лет, а я мыслями часто возвращаюсь к Володе. Интересно, как сложилась его судьба? Сейчас ему уже за 30. Очень хотелось бы верить, что он подрос и преодолел все, что ему необходимо было преодолеть. Это случилось очень давно, но до сих пор чувство вины и горький осадок от результата не дают мне покоя. Не все дети вызывают щемящее чувство, но все-таки нет-нет да встречаются такие…. Ну, да всем помочь мы не можем... Иногда по независящим от нас причинам….