Масляная живопись
Нет изобразительной техники столь же универсальной и популярной как живопись маслом. Ее возможности в передаче цвета, объема, фактуры предметов, атмосферных и световых эффектов поистине безграничны, но многие начинающие художники робеют, приступая к изучению особенностей этой техники. И напрасно, ведь научиться писать маслом проще, чем может показаться на первый взгляд.
Живопись маслом - очень древний вид искусства. Благодаря тому, что масляные краски легко ложатся на любую поверхность ими легко моделировать, достигая тончайших эффектов. Наилучшие приемы живописи маслом были разработаны в эпоху Возрождения величайшими мастерами. Именно маслом были написаны «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи, «Зачарованый Мерлин» Эдварда Бёрн-Джонса, «Ночной дозор» Рембрандта, «Самолея» Густава Моро.
Масляная живопись или живопись специальными масляными красками и выполняется главным образом на холсте, дереве, картоне и т. п., покрытых грунтом. В древнейшие времена художники применяли исключительно красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов: малахит, азурит, аурипигмент, лазурит (ляпис-лазурь) и всевозможные цветные земли. Кроме того, они использовали красящие вещества органического происхождения, которые добывались из различных растений и простейших животных организмов - моллюсков, червячков. Но со временем многие натуральные пигменты были вытеснены искусственными. Так, например, синюю краску ультрамарин, ценившуюся дороже золота (ее получали из минералов лазурита), в Х1Х веке заменил дешевый искусственный ультрамарин.
Благодаря интенсивности тонов и тонкости цветовых переходов масляная живопись обладает богатыми возможностями воссоздания того, что мы видим.
Начало масляной живописи приписывается нидерландским живописцам, братьям Ван-Эйкам (1366-1440); во всяком случае, они, были преобразователями современной им техники живописи. В прежнее время технические приемы не были так подробно описаны, как теперь, а многие художники держали свои приемы в секрете и к этому же обязывали своих учеников. Сколько известно, до Ван-Эйков станковые картины писались вообще на яичном белке и желтке, гумми, фиговом соке, a после Ван-Эйков мало-помалу вошло в употребление масло.
ТЕХНИКА МАСЛА - это вечная яркость цвета и сочность. Эта техника гибка, податлива, пластична. Краски ее всегда отличаются особой сочностью, словно они всегда влажны. Масляная живопись в большей степени, чем какая-либо другая техника живописи, позволяет достичь на плоскости зрительной иллюзии объёма и пространства, богатых цветовых эффектов и глубины тона,
выразительности и динамики письма. Технические приёмы масляной живописи разнообразны. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефными), тонкими и гладкими. Масляная живопись до начала 19 века была построена на многослойном (многократном) нанесении красок с примесью лаков и последующей лакировке поверхности картины. С начала 19 века для масляной живописи главным образом характерна манера наложения красок "алла прима" по чистому грунту или тонко нанесённому цветовому или тональному подмалёвку; лаки применяются реже.
Эта техника дает массу возможностей мастеру, а для детей создает непреодолимые сложности. Особенно невозможно промыть тщательно кисти после работы, трудно не испачкаться самим с ног до головы, не испачкать все вокруг и правильно пользоваться тюбиками. Поэтому маслом в нашей студии пишут только взрослые и старшие ученики.