Граттаж
Граттаж – нетрадиционная техника рисования, имитирует гравюру. Для основы можно взять картон любого цвета или разноцветную тонированную бумагу. Весь фон полностью натереть свечкой. Покрыть весь слой парафина гуашью. Дать высохнуть. Затем любым острым предметом (палочкой, зубочисткой, старым шариковым стержнем и пр.) процарапывать рисунок.
Слово «граттаж», как и многие термины в русском словаре, появилось путём калькирования французского gratter — скрести, царапать. Технику также называют воскографией, но если рисунок создан без помощи воска, это всё равно граттаж. Этот вид графики во многом схож с линогравюрой (гравирование на линолеуме) и ксилографией (гравюра на дереве). Общие черты — игра на контрасте линий рисунка и фона.
Процесс создания таких гравюр не прост и уникален, потому что существует в единственном экземпляре, нет возможности тиражировать изображение, как это делается в линогравюре, ксилографии, офорте, литографии.
Чаще других граттаж применяли графики начала XX века, хотя он был придуман еще в 19 веке, и сначала был только черно-белым. В России под названием гратто-графии подобную технику использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Его также применял литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад». Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.
Граттаж давно уже стал разноцветным. И это очень расширило его возможности. В этой технике сделано очень много прекрасных иллюстраций и картин, ей увлекались многие художники.
Но граттаж это только имитация гравюры. Это вещь очень хрупкая и непрочная. поэтому художники редко ей пользуются, хотя есть люди, которые эту технику любят, чувствуют и создают очень красивые и интересные вещи.
А для детской студии техника очень подходящая, что бы понять что такое гравюра.